Ситуация с нерезидентным банкингом накаляется. Латвийские банки начали массово блокировать средства на счетах клиентов, которые вынуждены доказывать законность проводимых финансовый операций.
Вторник 13-е, вполне вероятно, станет наиболее нелюбимым днем не только для испанцев, но и для представителей латвийской банковской системы. 13 февраля 2018 года финансовые власти США обвинили латвийский банк ABLV в проведении незаконных финансовых операций. По информации FinCEN, руководство банка также подкупало чиновников, когда ABLV угрожали санкции. Банк вначале ограничил проведение расчетных операций в долларах для нерезидентов и перешел на евро. Затем заявил о самоликвидации.
Только за первые несколько дней после начала неурядиц в банковской системе Латвии из ABLV вывели €600 млн, из Norvik banka — не менее €43 млн. Существенное сокращение депозитной базы произошло в банке Rietumu, который за прошлый год стал лидером по оттоку депозитов.
Но это — только начало. Власти страны приняли решение уменьшить количество нерезидентов в стране с существующих 57% до 5%. В связи с этим банки начали прекращать сотрудничество с клиентами повышенного риска. Улдис Упениекс, член правления Citadele banka и Юрис Богдановс, член правления Swedbank, назвали 7 главных причин, по которым коммерческий банк может отказать клиенту в дальнейшем сотрудничестве.
- Отказ от предоставления дополнительной информации. Информация может быть запрошена банком в процессе проведения проверки на благонадежность клиента. Это могут быть любые сведения: о выгодополучателях бизнеса, сути бизнесовой модели, особенностях проведения конкретной операции, конкретном партнере, с которым была заключена сделка. В дальнейшем сотрудничестве клиенту откажут, если он не предоставит такую информацию или она будет недостоверной.
- Слишком сложная структура предприятия. Часто сложная структура предприятия создается для сокрытия истинных владельцев зарегистрированной в оффшоре компании. Сегодня банки обязаны владеть информацией о том, кто является выгодополучателем бизнеса.
- Сложная структура сделок. Это относится к компаниям, которые вовлечены в сложную систему сделок и взаимных займов со смежными компаниями, которые объединены в один холдинг. Часто в проведении таких сделок нет экономической потребности. При этом клиент не может предоставить подтверждающие сделку документы или объяснить суть столь сложных расчетов.
- Бизнес клиента не связан с Латвией. При таком раскладе Латвия используется только как платежный центр. Например, поставщики из государств СНГ поставляют товар в Китай, а банковские операции идут через Латвию. Суть таких сделок не совсем понятна и прозрачна, поэтому банкиры не видят необходимости в проведении таких операций. «Другими» словами, сделки из категории «не знаю за что, куда и почему» банки не будут обслуживать», — поясняет Упениекс.
- Выгодополучателям бизнеса являются нерезиденты из стран с повышенным уровнем коррупции. Здесь ситуация неоднозначна, ведь банки полностью не отказываются от сотрудничества с нерезидентами. Но если Латвия не является местом проживания нерезидента, а он планирует купить квартиру для спекулятивных целей, то вряд ли банк пойдет навстречу такому клиенту. В данной ситуации речь может идти о коррупции, процессах отмывания денег. Если невозможно доказать противоположное, то банкирам лучше отказать такому лицу в обслуживании.
- Предприятие принадлежит, управляется или же связано с политически значимыми персонами, которые связаны с высокими коррупционными рисками.
- Предприятие принадлежит, управляется или каким-либо образом связано с лицами, включенными в санкционные списки. Вопрос санкций сложный и требует изучения в каждом конкретном случае. Санкции могут применяться к отдельным физическим и юридическим лицам, целым отраслям. Предприятию на этапе подготовки к заключению договора о сотрудничестве следует проверить потенциального бизнес-партнера на предмет включенности в санкционные списки.