Корень проблемы
Согласно условиям паспортной программы Кипра, инвестор обязан вложить 2 млн евро в жилую или коммерческую недвижимость (если вся сумма вложена в коммерческую недвижимость, то нужно дополнительно купить жилую недвижимость на 500 тыс. евро). Мальтийский паспорт можно получить, если пожертвовать 650 тыс. евро в национальный фонд, потратить 350 тыс. евро на покупку жилья или арендовать за 16 тыс./год, а также купить гособлигации на сумму 150 тыс. евро. Гражданство Болгарии требует как минимум 1 млн евро инвестиций.
Условиями всех программ предусмотрено, что инвестор обязан подтвердить чистую личную и бизнес-репутацию. Проблемы с законом, судимости по тяжким преступлениям, запрет на въезд в какую-либо страну ЕС являются причинами для отказа в выдачи гражданства. Еврокомиссия уверяет, что в европейских странах есть проблемы с проведением проверки на благонадежность. Из отчета Еврокомиссия следует, что власти вышеперечисленных стран могут одобрить прошение на гражданство, даже если инвестор не соответствует всем требованиям.
Вторая проблема, по мнению Еврокомиссии, состоит в том, что власти стран не обмениваются информацией по паспортным программам. Это значит, что если человеку отказали в одной стране, то он может подать заявление на оформление «золотого паспорта» в другой. Еврокомиссия планирует до конца 2019 года урегулировать этот вопрос.
К слову, в октябре 2018 года свои опасения в отношении политики выдачи гражданства за инвестиции выразил Европарламент. В его докладе речь шла о том, что определенные страны предлагают инвесторам не только ВНЖ или гражданство, но и доступ к выгодным налоговым режимам.
Существующие сложности
В Министерстве правосудия Болгарии заявили, что намерены закрыть паспортную программу в ближайшее время. Согласно официальной статистике, с момента ее запуска в 2013 году паспорта за инвестиции получили 50 иностранных граждан — россияне, египтяне, израильтяне, пакистанцы. С экономической точки зрения власти не видят в ней перспективы.
Противоположным образом обстоят дела на Кипре и Мальте. В американском выпуске Forbes от октября 2018 года писали, что Кипр с момента запуска программы в 2013 году привлек 4.8 млрд евро инвестиций от частных иностранных инвесторов, а мальтийский бюджет пополнился на 718 млн евро с 2014 года.
Для сравнения, ВВП Кипра в 2018 году, по прогнозу МВФ, составит 23.9 млрд долларов, Мальты — 14.3 млрд долларов.
Если проанализировать порядок выдачи гражданства в других европейских странах, то Кипр, Мальта и Болгария стоят в этом вопросе особняком — получить паспорт здесь гораздо проще. По словам Варгасова, таких условий не предлагает ни одна другая страна. Речь идет о том, что преимущественное число государств требуют от потенциального гражданина сдать экзамен на знание языка и истории, жить на территории государства в течение определенного срока.
Следует отметить, что и Болгарии, на Кипре и Мальте этот процесс также сравнительно сложный. Например, в 2018 году власти Кипра ввели квоту на выдачу паспортов (700 инвесторов в год), приняли решение ужесточить процедуру проверки благонадежности, отказались от схемы, когда инвестор «пропускает» этап получения ВНЖ и сразу оформляет гражданство. На Мальте также действуют ограничения по выдаче паспортов.
«Для проверок потенциальных граждан власти часто прибегают к помощи частных агентств, сотрудники которых проверяют достоверность информации их анкеты в источниках с открытым доступом. По этой причине нельзя утверждать, что вопросу происхождения инвестируемых средств уделяется мало внимания. Особенно если сравнивать с ситуацией пяти-шестилетней давности», — комментирует Николай Варгасов.
По словам юриста, мальтийские власти сейчас отклоняют каждое второе заявление на выдачу гражданства от граждан РФ.
В Болгарии дела обстоят другим образом. Здесь все желающие получить гражданство должны приобрести гособлигации. Для этого им нужно открыть счет в местном банке, что предполагает прохождение полноценной и всесторонней проверки. В процессе проверки участвует 15 ведомств, в числе которых МВД Болгарии и спецорганы по борьбе с организованной и финансовой преступностью.
Что стоит ожидать в будущем?
По словам Дмитрия Кочетова, профессора университета Гронингена, сам по себе доклад ни на что не повлияет. Правила Европейского союза исключают возможность национального регулирования гражданства государств-членов, а Еврокомиссия не имеет полномочий регулировать вопросы получения гражданства.
Кочетов говорит, что этот доклад — «внутренние игры комиссии». В дальнейшем Еврокомиссия сможет ссылаться на данный документ и утверждать, что уже работала в этом направлении. Если в будущем Еврокомиссия пытается самостоятельно регулировать процессы выдачи гражданства, то столкнется с сопротивлением стран-членов ЕС.
Одновременно с этим, считает Николай Варгасов, ужесточения проверки стоит ожидать. Он сказал, что в скором времени перспектива оформления гражданства в стране, являющейся членом ЕС, без фактичностей оседлости и смены налоговой резидентности будет сведена на нет. Активными игроками на рынке инвестиционной иммиграции при таком раскладе останутся страны Карибского региона, паспорта которых выгодны с точки зрения безвизовых поездок по миру.
Что касается последствий для состоятельных граждан Российской Федерации, то для них последствия довольно просты — сократится число одобренных заявок. Как результат, большим спросом будут пользоваться недавно открытые паспортные программы (Черногория, Молдова) или программы неевропейских государств (Вануату, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Гренада, Доминика, Сент-Люсия и т.д.).